МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»г. Перми РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно-научного профиля Руководитель ШМО _________/_________________ Протокол №_______от «___» ________20 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР____________О.Г.Трегубова «___» ____________20 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ «СОШ № 64» г.Перми От «20» ___09______2022 г. № 09-08_75-01-08_4-159 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Геометрия» 11 «а» класс 68 часов 2022-2023 учебный год Составитель: Милюкова Людмила Владимировна, учитель математики Пермь, 2022 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1. Векторы в пространстве Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. О с н о в н а я цель — закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам. Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Требования к математической подготовке Уровень обязательной подготовки обучающегося Уметь выполнять сложение, вычитание векторов в пространстве, умножение вектора на число. Уметь решать простейшие задачи с применением векторов. . 2. Метод координат в пространстве. Движения Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения. Основная цель — сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости. Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости. В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия. Требования к математической подготовке Уровень обязательной подготовки обучающегося Уметь выполнять чертежи по условию стереометрической задачи. Понимать стереометрические чертежи. Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов и т.п.). Уметь решать простейшие задачи координатным методом. 3. Цилиндр, конус, шар Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Основная цель — дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения — цилиндре, конусе, сфере, шаре. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды. Требования к математической подготовке Уровень обязательной подготовки обучающегося Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями , изображениями. Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве. Изображать основные многоугольники и круглые тела; выполнять чертежи по условию задач. Решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; Проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. 4. Объемы тел Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Основная цель — ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии. Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы. 5. Обобщающее повторение Требования к математической подготовке В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен Знать/понимать: значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике: широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности. Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многоугольники и круглые тела; выполнять чертежи по условию задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов) использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. Календарно-тематическое планирование Количество часов в неделю – 2 часа Геометрия – 11 класс Всего – 68 часов Учебник: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия 10-11» Программа: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. 2021г. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема урока ГЛАВА VI.ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ Понятие вектора Сложение и вычитание векторов Умножение вектора на число Компланарные векторы Правило параллелепипеда Разложение вектора ГЛАВА VII. МЕТОД КООРДИНАТ В ПРОСТРАНСТВЕ А) КООРДИНАТЫ ТОЧКИ И КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА Прямоугольная система координат Координаты вектора Связь между координатами вектора и координатами точек Координаты середины отрезка Вычисление длины вектора по его координатам Расстояние между точками Б) СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ Угол между векторами Скалярное произведение векторов Решение задач Вычисление углов между прямыми и плоскостями Решение задач Решение задач Решение задач Обобщающий урок по теме «Метод координат в пространстве» Контрольная работа № 1 ГЛАВА IV.ЦИЛИНДР, КОНУС, ШАР А) ЦИЛИНДР, КОНУС Понятие цилиндра Площадь поверхности цилиндра Кол-во часов 6 1 1 1 1 1 1 15 6 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 7 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Решение задач Понятие конуса Площадь поверхности конуса Усеченный конус Решение задач Б) СФЕРА Сфера и шар Уравнение сферы Взаимное расположение сферы и плоскости Касательная плоскость к сфере Площадь сферы Решение задач Решение задач Обобщающий урок по теме «Цилиндр, конус, сфера» Контрольная работа № 2 ГЛАВА V. ОБЪЕМЫ ТЕЛ А) ОБЪЕМЫ МНОГОГРАННИКОВ И ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ Понятие объема Объем прямоугольного параллелепипеда Объем прямой призмы Решение задач Объем цилиндра Решение задач Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла Объем наклонной призмы Объем пирамиды Объем конуса Б) ОБЪЕМ ШАРА И ПЛОЩАДЬ СФЕРЫ Объем шара Объем шарового сегмента Объем шарового слоя Объем шарового сектора Площадь сферы Обобщающий урок по теме «ОБЪЕМЫ» Контрольная работа № 3 ПОВТОРЕНИЕ А) АКСИОМЫ Аксиомы стереометрии и планиметрии Б) ТРЕУГОЛЬНИК Виды, типы, отрезки в треугольнике Признаки равенства треугольников.Подобие 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 3 1 1 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67-68 треугольников. Свойства элементов треугольника В) ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ Виды, типы, свойства четырехугольников Пространственный четырехугольник Решение задач в тестовой форме Г) МНОГОГРАННИКИ Виды, типы, свойства многогранников Решение задач в тестовой форме Решение задач по материалам ЕГЭ Д) ВЕКТОРЫ Векторы на плоскости и в пространстве Координаты на плоскости и в пространстве Итоговая тестовая работа по повторению 1 3 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2