Русский язык. 7 класс

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»г. Перми

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
_________/Л.М.Спиридонова
Протокол №_______ от
«___» ________2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР____________О.Г.Трегубова
«___» ____________2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МАОУ
«СОШ № 64» г. Перми
от «_20__» ___09______2022 г.
№ 09-08_75-01-08_4-159

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класса
(4 часа в неделю)
2022-23 учебный год

Составитель:
Белозерцева Н.Н.
учитель русского языка и литературы.

Пермь, 2022

Пояснительная записка






Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- Программы по русскому языку для 5-9 классов ( авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, T.A.
Тростенцова и др. (М.: Просвещение, 2017).
- Концепции преподавания русского языка в РФ, утвержденной распоряжением Правительства
РФ от 09.04.2016 № 637-р
- Учебного плана МАОУ «СОШ № 64» на текущий учебный год.
Учебник: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ М.Т.
Баранов, Т.А. Ладыженская, T.A. Тростенцова и др.-Просвещение, 2021/
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной
адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее
разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование
умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой)
и культуроведческой компетенции.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество учебных часов, на которое рассчитана основная программа, – 136 часов.
Количество часов по авторской программе 170 , по учебному плану школы на изучение курса
русского языка в 7 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю). В программе сокращается количество
часов, используется блоковая подача учебного материала, дублируемые уроки сокращены,
меньше часов отводится на уроки развития речи. Содержание программы не изменено.
Общая характеристика предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение
необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике
как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение
нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой
деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и
особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм
русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому
языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения,
расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного
человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои
мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая
программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные
виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках,
а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических
единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических
понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает
условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре
программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом
представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого
общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются
базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы,
отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент
курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так,
например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и
овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой
деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном
языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой
системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения
оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Требования к уровню подготовка учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых
явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать
свои ответы, приводя нужные примеры.
II.
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями
и
навыками:

производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе,
синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших
случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические
ошибки.
1.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после
существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля
на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами
описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать
человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения
(на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших
событиях, аргументировать свои выводы.

Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7
классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного
языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
 основные единицы языка, их признаки;
 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные);
 грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности
причастий и прилагательных;
 об особенностях склонения причастий;
 определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое
обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота
запятыми в предложении;
 действительные и страдательные причастия;
 краткие страдательные причастия;
 способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных
причастий настоящего и прошедшего времени;
 порядок морфологического разбора причастий;
 грамматические признаки деепричастия как части речи;
 определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме
запятыми;
 способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
 порядок морфологического разбора деепричастий;
 грамматические признаки наречия как части речи;
 смысловые группы наречий;
 о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
 признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
 правила употребления предлогов с разными падежами;
 о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
 о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
 о сочинительных и подчинительных союзах;
 порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
 отличие частиц от самостоятельных частей речи;
 формообразующие и смысловые частицы;
 отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы
ни;
 о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
ана лизировать структуру и языковые особенности текста;
 производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
 производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным
оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
 составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
 соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.



Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с
изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
 Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных,
образованных от глаголов;
 Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных,
образованных от глаголов;
 Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких
прилагательных;
 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
 Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
 Правописание НЕ с деепричастиями;
 Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
 Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
 Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
 Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
 Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
 Дефис между частями слова в наречиях;
 Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных
числительных;
 Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
 Слитное и раздельное написание производных предлогов;
 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
 Раздельное и дефисное написание частиц;
 Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
 правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого
существительного,
деепричастные обороты.
По связной речи.
 адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
 подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека,
процессов труда;
 писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта
учащихся;
 грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
 собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
 совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную
информацию);
 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно
пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
 создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения;
 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога
(побуждение к действию, обмен мнениями);
 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;



осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для
 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;
значения родного языка в жизни человека и общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения
чистоты русского языка как явления культуры;
 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и
продолжения образования.
Формы организации учебного процесса в 7 классе:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 информационно-коммуникационные технологии;
 здоровье сберегающие технологии;
 коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Формы контроля.
Промежуточный:
 Комплексный анализ текста
 Осложненное списывание
 Тест
 Составление сложного плана и простого плана к тексту
 Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
 Составление текста определенного стиля и типа речи
 Сочинение
 Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
 Редактирование текста
 Работа с деформированным текстом
Итоговый:
контрольный диктант
Соответствие государственной итоговой аттестации.
Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и
навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения государственной итоговой
аттестации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с
основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
 понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка,
его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку
для организации речевого общения.
 воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к
нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических
норм
 достаточный словарный запас и объем грамматических средств
(обеспечение речевого общения).
Метапредметные результаты:
 владение всеми видами речевой деятельности;
 способность использовать русский язык как средство получения
знаний в других областях, повседневной жизни;
 взаимодействие в процессе речевого общения;
 овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:
 овладение общими сведениями о языке;
 усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и
единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
 освоение базовых понятий лингвистики;
 опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
 овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого
этикета; понимание и использование грамматической и лексической
синонимии.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
 В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения:
 коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
 интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание
и классификация),
 информационные
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
 организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание тем учебного курса.
Раздел I . Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как
наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку
как к национальной ценности.
Раздел II. Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры,
языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов.
Морфемные признаки слова. Морфологические признаки частей речи. Опознавательные
признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел III. Морфология.Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у
причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление
причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в
суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия.
Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление
деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль.
Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в
суффиксах наречий. Описание действий как вид текста. Категория состояния. Категория
состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль. Выборочное изложение
текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и
раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах. Рассказ от своего имени на основе
прочитанного. Рассказ на основе увиденного по картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и
подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и

раздельное написания союзов. Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые
особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль.
Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание. Рассказ по
данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова .Междометие как часть речи. Синтаксическая
роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях.
Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе. Сочинениерассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Календарно-тематическое планирование
Тема урока

Содержание учебного
предмета

Планируемые предметные результаты

Кол-во
часов

№

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС)
1

Разделы науки о
языке. Синтаксис
и пунктуация

1

Русский язык – один из
Уметь: выделять ключевые фразы в тексте,
славянских языков.
подбирать синонимы, объяснять орфограммы
Славянские языки –
родственные языки.
Содержание и
назначение УМК
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ ( 10ч)

2

Синтаксис.
Синтаксически й
разбор.
Пунктуация.
Пунктуационный
разбор

1

Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание, его
структура. Простые и
сложные предложения.

3

Лексика и
фразеология.

1

Лексика. Фразеология.
Синонимы. Антонимы.
Омонимы.
Фразеологизмы.

4

Фонетика и
орфография.
Фонетический
разбор слова.
Словообразование
и орфография.
Морфемный и
словообразовательный разбор.

1

Фонетика и графика.
Гласные и согласные
звуки. Орфоэпия. Рифма.

1

Словообразование.
Орфография. Морфема.

5

Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение
знаков препинания для понимания текста,
отличие простого предложения от сложного.
Уметь: выделять и разбирать словосочетания,
расставлять знаки препинания при однородных
членах предложения, выполнять синтаксический
разбор предложений
Знать: понятия лексика, лексическое значение
слова; фразеология
Уметь: определять лексическое значение слов с
помощью толкового словаря; объяснять различие
лексического и грамматического значений слова;
правильно употреблять слова в устной и
письменной речи; разграничивать лексическое и
грамматическое значения слова
Знать: понятия фонетика, графика, орфография;
различия между гласными и согласными
звуками.
Уметь: производить фонетический разбор слова
Знать: понятия морфемика, морфема,
образование слов, изменение слов,
однокоренные слова, формы одного и того же
слова.
Уметь: определять состав слова; выделять
морфемы соответствующими значками;
различать формы одного и того же слова и
однокоренные слова

6
7

Морфология и
орфография.

2

Морфология.
Самостоятельные и
служебные части речи.

8

Входной
диагностический
тест

1

9

Текст. Стили
литературного
языка.

1

1
0

Контрольная работа 1
по теме
«Повторение
изученного
материала в 5-6
классах»
Анализ
1
контрольной
работы

Фонетика. Орфография.
Морфология. Синтаксис.
Пунктуация. Культура
речи.
Текст. Языковые средства
связи. Абзацы.
Микротемы. Типы текста.
Стиль текста.
Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

1
1

Знать: отличие самостоятельных и служебных
частей речи, особенности глагола как части речи.
Уметь: классифицировать части речи, выполнять
морфологический разбор различных частей речи;
соотносить и обосновывать выбор орфограмм с
морфологическими условиями и
опознавательными признаками
Уметь: решать тестовые задания, применяя
знания, полученные в 5-6 кл.

Знать: что такое текст, типы текстов и стили.
Уметь: озаглавливать текст, делить на абзацы,
определять тип и стиль текста; соотносить стили
текстов и жанры.
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему

Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над ошибками,
допущенных в
допущенными в контрольном диктанте и
контрольном диктанте.
грамматическом задании к нему
Грамматические разборы
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов)
ПРИЧАСТИЕ (40 часов)

1213

Причастие как
часть речи.

2

Причастие.
Морфологические и
синтаксические признаки
причастия.

14

Публицистичес
кий стиль.

1

Публицистический стиль.
Признаки
публицистического стиля.

1516

Склонение
причастий и
правописание
гласных в
падежных
окончаниях
причастий.
Причастный
оборот.
Выделение
причастного
оборота
запятыми.

2

Склонение причастий.
Алгоритм определения
падежного окончания
причастий.

3

Причастный оборот.
Одиночное причастие.
Обособление
причастного оборота.

1719

Знать: общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки
причастия.
Уметь: находить и дифференцировать причастия
по указанным признакам, отличать причастия от
глаголов и прилагательных
Знать: публицистический стиль как
функциональная разновидность языка.
Уметь: находить признаки публицистического
стиля, создавать устное выступление в
публицистическом стиле, подбирать примеры
текстов изучаемого стиля; составлять
развернутый план выступления.
Знать: особенности склонения причастий,
правило написания гласных в падежных
окончаниях причастий.
Уметь: склонять причастия, применяя алгоритм
определения падежного окончания причастий.

Знать: определение причастного оборота,
условия обособления причастного оборота.
Уметь: определять причастный оборот,
опознавать одиночные причастия и причастные
обороты, определять главное и зависимое
слово, графически обозначать причастный
оборот на письме, уметь находить границы
причастного оборота.

20

Описание
внешности
человека. Портрет
в литературном
произведении.

1

Основные виды описания
внешности человека.
Работа с текстами.

Знать: виды словесного описания внешности
человека, роль портрета в художественном
произведении Уметь: находить и анализировать
портретные описания человека; анализировать
роль причастных оборотов и причастий в
портретных характеристиках
Действительные и
Знать: признаки действительных и
страдательные причастия страдательных причастий Уметь: отличать виды
причастий друг от друга, находить
действительные и страдательные причастия в
текстах, выделять причастные обороты
Краткие и полные
Знать: особенности краткой и полной формы
страдательные причастия. страдательных причастий, синтаксическая роль
Синтаксическая роль
полных и кратких причастий Уметь:
причастий в тексте.
распознавать краткие и полные формы
страдательных причастий, определять
синтаксическую роль причастий
Действительные
Знать: особенности образования
причастия настоящего
действительных причастий настоящего;
времени. Суффиксы
Уметь: распознавать действительные причастия
действительных
настоящего времени, образовывать
причастий настоящего
действительные причастия от разных глаголов,
времени.
применять орфографическое правило при
образовании действительных причастий
настоящего времени.

2122

Действительны е
и страдательные
причастия.

2

23

Краткие и полные
страдательные
причастия.

1

2425

Действительны е
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
действительны х
причастий
настоящего
времени.

2

2627

Действительны е
причастия
прошедшего
времени.

2

Действительные
причастия прошедшего
времени. Суффиксы
действительных
причастий прошедшего
времени.

2829

Страдательные
причастия
настоящего
времени. Гласные
в суффиксах
страдательных
причастий
настоящего
времени.

2

Страдательные причастия
настоящего времени.
Суффиксы страдательных
причастий настоящего
времени.

30

Сжатое
изложение

1

Принципы сжатия текста

3132

Страдательные
причастия
прошедшего
времени.

2

Страдательные причастия
прошедшего времени.
Суффиксы страдательных
причастий прошедшего
времени.

Знать: особенности образования
действительных причастий прошедшего
времени, суффиксы действительных причастий
прошедшего времени.
Уметь: распознавать действительные причастия
прошедшего времени, образовывать
действительные причастия от разных глаголов,
применять орфографическое правило при
образовании действительных причастий
прошедшего времени.
Знать: особенности образования страдательных
причастий настоящего времени, суффиксы
страдательных причастий настоящего времени
Уметь: распознавать страдательные причастия
настоящего времени, образовывать
страдательные причастия от разных глаголов,
применять орфографическое правило при
образовании страдательных причастий
настоящего времени; заменять действительные
причастия страдательными.
Уметь: определять тему и основную мысль
текста, составлять его план; писать сжатое
изложение, сохраняя структуру текста и
авторский стиль
Знать: особенности образования страдательных
причастий прошедшего времени, суффиксы
страдательных причастий прошедшего времени,
правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях.
Уметь: распознавать страдательные причастия
прошедшего времени, образовывать

страдательные причастия от разных глаголов,
применять орфографическое правило при
образовании страдательных причастий
прошедшего времени; отличать причастия от
прилагательных
Знать: правило написания гласных перед Н в
полных и кратких страдательных причастиях.
Уметь: применять орфографическое правило
при написании гласных перед Н в суффиксах
полных и кратких страдательных причастиях;
составлять сложные предложения, включая в
них причастия и причастные обороты
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему

33

Гласные перед Н в
полных и кратких
страдательных
Страдательные
причастия полные
и краткие.

1

Страдательные причастия
полные и краткие.
Суффиксы полных и
кратких страдательных
причастий.

34

Контрольная
работа по теме
« Причастие как
часть речи.
Причастный
оборот»
Анализ
контрольной
работы

1

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

1

Уметь: выполнять работу над ошибками,
допущенными в контрольном диктанте и
грамматическом задании к нему

Н и НН в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени и
отглагольных
прилагательных.
Н и НН в
суффиксах кратких
страдательных
причастий и в
кратких
отглагольных
прилагательных.
Выборочное
изложение.

4

Анализ ошибок,
допущенных в
контрольном диктанте.
Грамматические разборы
Страдательные
причастия. Отглагольные
прилагательные. Глаголы
совершенного и
несовершенного вида.
Полные и краткие
страдательные причастия.
Полные и краткие
прилагательные.

2

Выборочное изложение.

42

Морфологичес
кий разбор
причастия.

1

4345

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
причастиями и с
другими частями
речи.

3

Морфологический разбор
причастия.
Морфологические и
синтаксические признаки
причастия. Порядок
морфологического
разбора
Причастия полные и
краткие. Причастный
оборот.
Противопоставление с
союзом а

Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя
особенности авторского стиля и отбирая
материал на одну из тем, озаглавливать текст,
включать в текст причастия и причастные
обороты
Уметь: характеризовать причастие по его
морфологическим признакам и синтаксической
роли; выполнять устный и письменный
морфологический разбор причастий

35

3639

4041

Знать: отличительные признаки причастий и
отглагольных прилагательных, правило
написания Н и НН в суффиксах полных
страдательных и кратких причастий
прошедшего времени и отглагольных
прилагательных.
Уметь: отличать причастия и отглагольные
прилагательные, применять правило написания
Н и НН в суффиксах полных и кратких
страдательных причастий прошедшего времени
и отглагольных прилагательных; составлять
предложения с прямой речью, использую
представленные словосочетания

Знать: правило слитного и раздельного
написания НЕ с причастиями и другими частями
речи.
Уметь: применять орфографическое правило
при написании НЕ с причастиями и другими
частями речи, подбирать синонимы и
синонимические конструкции к причастиям;
определять стилевую принадлежность текста,
определять основную мысль.

4647

Буквы О и Ё после
шипящих в
суффиксах
страдательных
причастий
прошедшего
времени

2

Страдательные причастия
прошедшего времени.
Суффиксы страдательных
причастий прошедшего
времени

48

Сочинение –
описание
внешности
человека.
Повторение
изученного
материала о
причастии.

1

Описание внешности
человека.

1

Причастие. Причастный
оборот. Правописание
причастий. Пунктуация
при причастном обороте

Контрольная
работа по теме «
Правописание
причастий.
Пунктуация при
причастном
обороте» или
тестовая работа.
Анализ
контрольной
работы .

1

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы.

1

Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над ошибками,
допущенных в
допущенными в контрольном диктанте и
контрольном диктанте.
грамматическом задании к нему.
Грамматические разборы.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10 часов)

52

Понятие о
деепричастии

1

Деепричастие. Глагол.
Наречие. Глагольные и
наречные признаки
деепричастия.

5354

Деепричастный
оборот. Запятые
при
деепричастном
обороте.

2

Деепричастие.
Деепричастный оборот.
Запятые при
деепричастном обороте.

55

Раздельное
написание НЕ с
деепричастиям и.

1

56

Деепричастия
несовершенног о

1

Глагол. Деепричастие.
Правописание НЕ с
деепричастиями и
другими частями речи.
Глагол. Деепричастие
несовершенного вида.

49

50

51

Знать: правило написания букв О и Ё после
шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени; правило постановки
знаков препинания при причастном обороте.
Уметь: применять правило написания букв О и Ё
после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени, составлять
предложения, использую представленные слова
и словосочетания; расставлять знаки
препинания при причастном обороте
Уметь: отбирать необходимый материал для
сочинения-описания, писать сочинениеописание внешности человека.
Знать: теоретический материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: правильно писать слова с изученными
орфограммами; выполнять морфологический
разбор причастий; расставлять знаки
препинания при причастных оборотах
. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему

Знать: глагольные и наречные признаки
деепричастия, морфологические признаки и
синтаксическую роль деепричастия.
Уметь: находить и дифференцировать
деепричастия по указанным признакам,
отличать деепричастия от глаголов и наречий;
соблюдать нормы употребления деепричастий
Знать: понятие деепричастный оборот, правило
постановки знаков препинания при
деепричастном обороте.
Уметь: определять деепричастный оборот,
находить границы деепричастного оборота,
отмечать его с помощью графических
обозначений; определять тип и структуру текста,
составлять вопросный план; заменять глаголы
на причастия и деепричастия; определять
функцию деепричастий в художественном
тексте.
Знать: правило написания НЕ с деепричастиями.
Уметь: применять правило написания НЕ с
деепричастиями и другими частями речи
Знать: признаки деепричастия несовершенного
вида, правописание суффиксов деепричастий

вида.

Суффиксы деепричастий
несовершенного вида.

5758

Деепричастия
совершенного
вида

2

Глагол. Деепричастие
совершенного вида.
Суффиксы деепричастий
совершенного вида.

59

Сочинение с
описанием
действия.
Повторение
изученного о
деепричастии.
Морфологичес
кий разбор
деепричастия

1

Сочинение по картине.
Завязка, развитие
действия, кульминация.
Деепричастие.
Деепричастный оборот.
Правописание причастий.
Пунктуация при
деепричастном обороте.

Контрольная
работа по теме
«Деепричастие »

1

60

61

1

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы.

несовершенного вида.
Уметь: опознавать деепричастия
несовершенного вида, образовывать
деепричастия несовершенного вида от
глаголов, выделять суффиксы деепричастий;
находить деепричастия и деепричастные
обороты; производить различные виды
разборов.
Знать: признаки деепричастия совершенного
вида, правописание суффиксов деепричастий
совершенного вида.
Уметь: опознавать деепричастия совершенного
вида, образовывать деепричастия
совершенного вида от глаголов, выделять
суффиксы деепричастий; находить
деепричастия и деепричастные обороты;
составлять предложения с деепричастными
оборотами и однородными членами
предложения
Уметь: составлять рассказ по картине, подбирая
материалы
Знать: теоретический материал, изученный на
предыдущих уроках. Уметь: образовывать
различные формы глаголов, причастий и
деепричастий; правильно писать слова с
изученными орфограммами; выполнять
морфологический разбор деепричастий;
расставлять знаки препинания при
деепричастных оборотах
. Уметь: писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему

НАРЕЧИЕ(23 ЧАСА)
62

Наречие как часть
речи.

1

Самостоятельные части
речи. Наречие неизменяемая часть
речи.

63

Употребление
наречий в речи.

1

64

Смысловые
группы наречий.

1

65

Степени
сравнения
наречий.

Самостоятельные части
речи. Наречие неизменяемая часть
речи. Употребление
наречий с точки зрения
норм литературного
языка. Основные способы
словообразования.
Смысловые группы
наречий. Словосочетания
с наречиями.
Синонимические ряды.
Качественные
прилагательные. Степени
сравнения имен
прилагательных и

Знать: общекатегориальное значение наречий,
морфологические признаки наречий,
синтаксическая роль наречий.
Уметь: находить и характеризовать наречия,
определять их морфологические признаки,
синтаксическую роль наречий; находить
словосочетания с наречиями
Знать: нормы употребления наречий с точки
зрения норм литературного языка, функции
наречий.
Уметь: употреблять наречия в рамках языковых
норм, составлять словосочетания с наречиями;
способы словообразования.

Знать: смысловые группы наречий. Уметь:
находить наречия, определять их разряд;
выписывать словосочетания с наречиями;
составлять синонимические ряды с наречиями
Знать: степени сравнения наречий, способы
образования сравнительной и превосходной
степени сравнения наречий.
Уметь: распознавать степени сравнения

наречий. Сравнительная
степень наречий. Простая
и составная форма сравни
тельной степени.
Превосходная степень
сравнения наречий.
Составная форма
превосходной степени
наречий.
Морфологический разбор
наречия

66

Морфологический
разбор наречия.

1

6768

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
наречиями на -О и
–Е

2

Правописание НЕ с
наречиями. Синонимы.
Противопоставление с
союзом а.
Словообразование
наречий.

69

Урок – практикум
по теме
«Употребление НЕ
с разными
частями речи» .
Буквы Е и И в
приставках НЕ- и
НИотрицательных
наречий.

1

Правописание НЕ с
различными частями
речи.

2

Отрицательные наречия.
Вопросительные наречия.
Правописание Е и И в
приставках НЕ- и НИотрицательных наречий.

Н и НН в наречиях
на –О и –Е и в
других частях
речи.
Описание
действий.

2

Прилагательные.
Причастия. Наречие.
Словообразование
наречий
Заголовок текста. Тема
текста. Основная мысль.
Средства
выразительности.
Правописание наречий,
оканчивающихся на
шипящую.

7071

7273

74

75

76

1

Буквы О и Е после 1
шипящих на конце
наречий. Урок
изучения нового
материала
Правописание
наречий,
оканчивающихся
на шипящую
Буквы О и А на
1
конце наречий.

Способы образования
наречий (суффиксальный,
приставочносуффиксальный).

наречий, образовывать различные степени
сравнения наречий, находить в текстах наречия
разных форм.

Знать: порядок морфологического разбора
наречий.
Уметь: характеризовать наречие по его
морфологическим признакам и синтаксической
роли; выполнять устный и письменный
морфологический разбор наречий; писать
сочинение-рассуждение на предложенную
тему.
Знать: правило слитного и раздельного
написания НЕ с наречиями, основные способы
словообразования наречий.
Уметь: применять орфографическое правило
при написании НЕ с наречиями, находить
наречия в орфографическом словаре;
озаглавливать текст, делить на абзацы, находить
наречия с текстообразующей функцией
Знать: правила правописания НЕ с различными
частями речи .
Уметь: определять части речи, применять
изученные орфографические правила при
написании различных частей речи с НЕ.
Знать: образование отрицательных
местоимений и наречий; правописание Е и И в
приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Уметь: применять правило правописания Е и И в
приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий;
составлять устное высказывание, используя
ключевые слова
Знать: алгоритм написания Н и НН в наречиях.
Уметь: применять орфографическое правило
написания Н и НН в наречиях; применять
правило написания Н и НН в разных частях речи
Уметь: определять роль наречий в описании
действий; собирать материал наблюдений за
действиями в разных профессиях; писать
заметки для стенгазеты.
Знать: правило написания букв О и Е после
шипящих на конце наречий.
Уметь: применять правило написания букв О и Е
после шипящих на конце наречий;
дифференцировать слова с различными видами
орфограмм наречий.

Знать: правило написания О и А после шипящих
на конце наречий.
Уметь: применять правило написания О и А
после шипящих на конце наречий, графически

77

Однокоренные слова.
Антонимы.
Рассказ от имени героя
картины.

обозначать изучаемую орфограмму.

Однокоренные слова.
Дефис в наречиях.
Неопределенные
местоимения и наречия.
Отличие наречий с
приставками от
сочетаний предлогов с
существительными,
прилагательными и
местоимениями

Знать: правило написания дефиса между
частями слова в наречиях; способы образования
наречий; неопределенные местоимения и
наречия.
Уметь: применять правило написания дефиса
между частями слова в наречиях; образовывать
наречия различными способами; сопоставлять
дефисное написание неопределенных
местоимений и наречий; отличать наречия с
приставками от сочетаний предлогов с
существительными, прилагательными и
местоимениями.
Знать: правило слитного и раздельного
написания приставок в наречиях, образованных
от существительных и количественных
числительных.
Уметь: применять правило слитного и
раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных и
количественных числительных, находить в
случае затруднения наречия в орфографических
словарях
Знать: правило написания Ь знака после
шипящих на конце наречий.
Уметь: применять правило написания Ь знака
после шипящих на конце наречий;
правописание Ь знака в различных частях речи
Знать: теоретический материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: образовывать наречия, находить их в
текстах; правильно писать слова с изученными
орфограммами; выполнять морфологический
разбор наречий, определять синтаксическую
роль наречий.
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему.

Изложение текста
с описанием
действия (упр.
248)
Дефис между
частями слова в
наречиях.

1

80

Слитное и
раздельное
написание
приставок в
наречиях,
образованных от
существительных
и количественны х
числительных.

1

Приставки в наречиях.
Имя существительное.
Количественные
числительные

81

Мягкий знак
после шипящих на
конце наречий.

1

Правописание Ь знака на
конце наречий .

82

Повторение
изученного о
наречии.

1

Наречие как часть речи.
Способы образования
наречий.
Морфологический разбор
наречий. Правописание
наречий.

83

Контрольная
работа по теме
« Наречие» или
тестовая работа
Анализ
контрольной
работы

1

Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

1

Анализ ошибок,
Уметь: выполнять работу над ошибками,
допущенных в
допущенными в контрольном диктанте и
контрольном диктанте.
грамматическом задании к нему.
Грамматические разборы.
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (3 часа)

85

Категория
состояния как
часть речи.

1

Категория состояния.
Наречие. Способы
выражения сказуемого.

86

Категория
состояния как

1

Категория состояния.
Наречие.

7879

84

Уметь: писать подробное изложение рассказа,
создавать собственный рассказ от лица героя
картины.

Знать: признаки категории состояния как части
речи, отличие категории состояния и наречия.
Уметь: находить слова категории состояния,
отличать слова категории состояния и наречия,
выделять слова категории состояния как члены
предложения.
Знать: признаки категории состояния как части
речи, отличие категории состояния и наречия,

часть речи.
Морфологичес
кий разбор слов
категории
состояния.

87

Сжатое
изложение упр.
281

1

алгоритм морфологического разбора слов
категории состояния.
Уметь: находить слова категории состояния,
отличать слова категории состояния и наречия,
выделять слова категории состояния как члены
предложения; выделять грамматическую
основу в предложениях, выполнять
морфологический разбор слов категории
состояния.
Принципы сжатия текста. Уметь: писать сжатое изложение, применяя
Сжатое изложение.
основные принципы сжатия текста, определять
стиль текста, тип текста.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ( 37 ЧАСОВ)
ПРЕДЛОГ (9 ЧАСОВ)

88

Самостоятельные
и служебные
части речи.
Предлог как часть
речи.

1

Самостоятельные части
речи. Служебные части
речи. Предлог. Союз.
Частица. Научный стиль.

89

Употребление
предлогов.

1

Однозначные и
многозначные предлоги.
Падежи.

9091

Непроизводные и
производные
предлоги

2

Непроизводные
предлоги. Производные
предлоги.
Самостоятельные части
речи. Служебные части
речи.

92

Простые и
составные
предлоги.
Морфологичес
кий разбор
предлогов.

1

Простые и составные
предлоги.
Морфологический разбор
предлога. Предложные
словосочетания.предлога
ми; алгоритм
морфологического
разбора предлога.

93

Подробное
изложение .

1

9495

Слитное и
раздельное
написание

2

Тема, основная мысль,
план текста. Стиль и тип
речи. Структура текста.
Авторский стиль.
Производные предлоги.
Слитное и раздельное
написание производных

Знать: особенности самостоятельных и
служебных частей речи.
Уметь: различать самостоятельные и служебные
части речи; дифференцировать служебные
части речи; различать предлоги, выписывать
словосочетания с предлогами, производить
морфологический анализ предлога; работать с
текстом научного стиля.
Знать: особенности однозначных и
многозначных предлогов, значение и условия
употребления предлогов.
Уметь: употреблять однозначные и
многозначные предлоги, составлять
словосочетания с предлогами, в случае
затруднений пользоваться «Толковым
словарем»; исправлять недочеты в
употреблении предлогов.
Знать: непроизводные и производные
предлоги, способ образования производных
предлогов.
Уметь: распознавать производные и
непроизводные предлоги, дифференцировать
словосочетания с различными предлогами;
анализировать производные предлоги по их
происхождению; исправлять неправильное
употребление предлогов.
Знать: простые и составные предлоги,
словосочетания с простыми и составными
Комплексный анализ текста,
Уметь: распознавать простые и составные
предлоги, дифференцировать словосочетания с
различными предлогами; исправлять
неправильное употребление предлогов;
производить морфологический разбор
предлогов
Уметь: определять тему и основную мысль
текста, составлять его план; писать изложение,
сохраняя структуру текста и авторский стиль
Знать: правило слитного и раздельного
написания производных предлогов.
Уметь: применять правило слитного и

предлогов.

предлогов.

раздельного написания производных
предлогов; выписывать словосочетания с
предлогами.
Предлог. Производные и Знать: теоретический материал, изученный на
непроизводные
предыдущих уроках.
предлоги. Простые и
Уметь: находить предлоги в текстах; правильно
составные предлоги.
писать слова с изученными орфограммами;
Морфологический разбор выполнять морфологический разбор предлогов,
предлога.
исправлять ошибки в употреблении предлогов;
решать тестовые задания.
СОЮЗ ( 12 часов)

96

Обобщающеповторительны й
урок по теме
«Предлог». Тест.

1

97

Союз как часть
речи. Простые и
составные союзы.

1

Союз. Простые и
составные союзы. Союзы
подчинительные и
сочинительные.
Морфологический разбор
союза.

98

Союзы
сочинительные и
подчинительны е.

1

Союз. Сочинительные и
подчинительные союзы.
Сложносочиненные
сложноподчиненные
предложения.

9910
0

Запятая между
2
простыми
предложениям и в
союзном сложном
предложении

10
1

1

10
3

Проверочная
работа по теме
«Пунктуация в
простом и
сложном
предложении» .
Сочинение «Я
сижу на берегу…»
( по упр. 335)
Сочинительные
союзы.

10
410
5

Подчинительные
союзы.
Морфологический
разбор союзов

2

10
2

1

1

Сложные предложения.
Сложносочиненные
предложения.
Сложноподчиненные
предложения.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Простые предложения с
однородными членами.
Знаки препинания в
простых и сложных
предложениях
Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

Тема сочинения. План
сочинения. Материалы к
сочинению.
Сочинительные союзы.
Соединительные союзы.
Противительные союзы.
Разделительные союзы

Подчинительные союзы.
Группы подчинительных
союзов: причинные,
целевые, временные,
условные,

Знать: особенности союза как служебной части
речи.
Уметь: определять союз как часть речи;
производить морфологический анализ союза;
выделять союзы в тексте, классифицировать
союзы, определять основную мысль и стиль
текста
Знать: особенности сочинительных и
подчинительных союзов.
Уметь: распознавать сочинительные и
подчинительные союзы, выписывать сложные
предложения, дифференцируя их по союзам;
составлять сложные предложения, используя
разные союзы.
Знать: правило постановки запятой между
простыми предложениями в союзном сложном
предложении.
Уметь: применять правило постановки запятой
между простыми предложениями в союзном
сложном предложении, составлять схемы
сложных предложений, составлять сложные
предложения по схемам, отличать простые
предложения с однородными членами от
сложных предложений.

Уметь: записывать текст, расставляя знаки
препинания и выполняя грамматическое
задание к нему

Уметь: самостоятельно писать сочинение на
заданную тему; связно и последовательно
излагать свои мысли
Знать: классификацию союзов по значению.
Уметь: опознавать разные по значению союзы,
составлять предложения по схемам, используя
разные союзы; выделять однородные члены
предложения и основы предложений;
определять тип и стиль текста.
Знать: классификацию подчинительных союзов
по значению; алгоритм морфологического
разбора союза.
Уметь: опознавать разные по значению
подчинительные союзы, составлять

сравнительные,
изъяснительные.
Морфологический разбор
союза
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ,
ЧТОБЫ. Наречие с
частицей (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ,
ЧТО БЫ).

сложноподчиненные предложения из данных
простых, составлять сложные предложения по
схемам, выполнять морфологический разбор
союзов.
Знать: правило написания союзов.
Уметь: применять орфографическое правило
написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ,
отличать союзы от наречий с частицей (ТО ЖЕ,
ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ); определять стиль текста,
расставлять знаки препинания в простом и
сложном предложениях
Предлоги. Производные
Знать: теоретический материал, изученный на
и непроизводные
предыдущих уроках. Уметь: находить предлоги
предлоги. Простые и
и союзы в текстах; правильно писать слова с
составные предлоги.
изученными орфограммами; выполнять
Союзы простые и
морфологический разбор предлогов и союзов,
составные,
исправлять ошибки в употреблении предлогов;
подчинительные и
составлять сложные предложения, решать
сочинительные.
тестовые задания
ЧАСТИЦА (15 часов). МЕЖДОМЕТИЕ (1 ЧАС)

10
610
7

Слитное
написание союзов
ТАКЖЕ, ТОЖЕ,
ЧТОБЫ

2

10
8

Повторение
сведений о
предлогах и
союзах. Тест.

1

109

Частица как
часть речи.

1

110

Разряды частиц.
Формообразующ
ие частицы.

1

111112

Смысловые
частицы

2

113

Раздельное и
дефисное
написание
частиц.
Морфологичес
кий разбор
частицы.
Отрицательные
частицы НЕ и НИ.

1

2

Отрицательные частицы НЕ
и НИ. Приставки НЕ- и НИ-.

116117

Различение
частицы и
приставки НЕ-.

2

Отрицательные частицы НЕ
и НИ. Приставки НЕ- и НИ-.

118

Сочинение рассказ по

1

Тема сочинения. План
сочинения. Материалы к

114115

Частица как часть речи.

Знать: особенности частицы как части речи
Уметь: выделять частицы в тексте, определять
значение частиц в предложении; доказывать
частеречную принадлежность слов
Частица. Разряды частиц.
Знать: разряды частиц по значению,
Формообразующие
употреблению и строению.
частицы. Условное и
Уметь: распознавать разряды частиц по
повелительное наклонение значению, употреблению и строению,
глагола. Степени сравнения составлять и записывать рассказ по рисункам;
прилагательных и наречий. озаглавливать текст, определять стиль речи
Частица. Разряды частиц.
Знать: разряды частиц.
Смысловые частицы.
Уметь: определять, какому слову или какой
Разговорный,
части текста частицы придают смысловые
публицистический,
оттенки (вопрос, восклицание, указание,
художественный стили
сомнение уточнение и т.д.); выделять
речи.
смысловые частицы, производить замены
частиц; создавать текст-инструкцию
Раздельное и дефисное
Знать: правило раздельного и дефисного
написание частиц.
написания частиц.
Морфологический разбор
Уметь: применять правило раздельного и
частиц
дефисного написания частиц, составлять
предложения с частицами

Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ,
приставки НЕ- и НИ-.
Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как
частицы и приставки, подбирать частицы с
отрицательным значением.
Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ,
приставки НЕ- и НИ-.
Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как
частицы и приставки, подбирать частицы с
отрицательным значением; составлять
словосочетания и предложения с частицами
Уметь: самостоятельно писать сочинение на
заданную тему; связно и последовательно

119

данному сюжету
(по упр.402)
Частица НИ,
приставка НИ-,
союз НИ – НИ.

сочинению.

излагать свои мысли

1

Частица НИ, приставка НИ-,
союз НИ-НИ. Знать:
отличие частиц, приставок,
союзов.

Знать: отличие частиц, приставок, союзов.
Уметь: опознавать частицу, приставку, союз в
упражнениях; обозначать изученные
орфограммы; составлять сложные
предложения с наречиями, местоимениями,
частицами
Знать: теоретический материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: находить частицы; правильно писать
слова с изученными орфограммами;
выполнять морфологический разбор частиц,
составлять сложные предложения, решать
тестовые задания
Уметь: определять тему и основную мысль
текста, составлять его план; писать изложение,
сохраняя структуру текста и авторский стиль.

120

Повторение
изученного
материала о
частицах.

1

Частицы
формообразующие и
смысловые.
Отрицательные частицы.
Морфологический разбор
частиц

121122

Подробное
изложение с
элементами
сочинения.
Тест по теме
«Служебные
части речи» .

2

Тема, основная мысль,
план текста. Стиль и тип
речи. Структура текста.
Авторский стиль .
Служебные части речи.
Предлог. Союз. Частица.

123

1

Знать: теоретический материал, изученный на
предыдущих уроках.
Уметь: решать тестовые задания, применяя
полученные знания.
1
Междометие.
Знать: грамматические особенности
Производные и
междометий.
непроизводные
Уметь: дифференцировать междометия в
междометия. Дефис в
предложениях, опознавать междометия,
междометиях.
употребленные в значении других частей речи;
расставлять знаки препинания при
междометиях
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ

124

Междометие как
часть речи.
Дефис в
междометиях.
Знаки
препинания при
междометиях.

125126

Разделы науки о
русском языке.
Текст. Стили
речи
Фонетика и
графика.

2

128129

Лексика и
фразеология

2

130

Морфемика.
Словообразован
ие.

1

131

Контрольная
работа или
тестовая работа

1

127

1

Разделы науки о языке
(фонетика, лексика,
словообразование,
морфология, синтаксис)
Фонетика. Звуки.
Ударные и безударные.
Твердые и мягкие
согласные, звонкие и
глухие. Фонетический
разбор слов.
Лексикология.
Фразеология.
Лексическое и
грамматическое значение
слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Заимствованные и
исконно русские слова.
Морфемика.
Словообразование.
Строение слов.
Образование слов.
Орфография. Пунктуация.
Грамматические разборы

Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию. Уметь:
применять на практике изученные правила.
Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию. Уметь:
применять на практике изученные правила.

Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию. Уметь:
применять на практике изученные правила.

Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию. Уметь:
применять на практике изученные правила
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание к нему.

132133

Морфология

2

134

Орфография.

1

135136

Синтаксис.
Пунктуация

2

137-140

Резервные уроки

Морфология.
Самостоятельные и
служебные части речи.
Междометия.
Синтаксическая роль
частей речи
Орфография.
Орфограмма

Синтаксис.
Словосочетание.
Предложение. Члены
предложения.
Обращение. Однородные
члены предложения.
Простое предложение.
Сложное предложение.
Пунктуация. Знаки
завершения, разделения.
Пунктуация при
однородных членах
предложения,
причастных и
деепричастных оборотах,
в сложных
предложениях.
Пунктуация при прямой
речи и диалоге.

Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию. Уметь:
применять на практике изученные правила.

Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию.
Уметь: применять на практике изученные
правила.
Знать: теоретический материал по теме урока,
изученный в 7 классе, терминологию. Уметь:
применять на практике изученные правила

В рабочей программе акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как работа с текстом.
1. Заполнение или составление схем, таблиц, опорного конспекта, кластера, плана
2. Выполнение творческого задания, результатом которого является новый текст или
интерпретируется исходный : изложение (подробное и сжатое), сочинение по заданному началу,
изложение исходного текста с элементами сочинения, изложение с продолжением, лирический
этюд, лингвистическая сказка, электронная презентация, цитатный план
3. Вычленение лингвистической информации и оценка её истинности.
4. Выделение главной и второстепенной информации.
Основными формами текущего контроля, умений, навыков является использование
различных форм диктантов (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный,
выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинений (по
картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложений
(выборочное, подробное), тестов, комплексного анализа текста. Зачеты по темам «Союз» и
Предлог» будут проводиться в форме, близкой к форме проведения государственной итоговой
аттестации в 9 классе. Такие формы контроля позволяют диагностировать уровень
орфографической и пунктуационной грамотности и соответствуют возрастным психологическим
особенностям обучающихся 7 класса. Продолжится работа по формированию навыков
письменной речи на уроках развития речи, учащиеся познакомятся с публицистическим стилем
речи, его языковыми особенностями и жанровой спецификой. Кроме того, предусмотрена работа
по развитию умений составления устного монологического высказывания – публичного
выступления.
При составлении рабочей программы было учтено, что общий уровень коммуникативных
способностей и речеведческих навыков, орфографической и пунктуационной грамотности
отдельных учащихся 7 Б,В,Е классов недостаточно высок, поэтому им будут предлагаться

индивидуальные устные и письменные задания, направленные на совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности, икт-компетентности. В то же время учащимся
с высокими учебными возможностями будут предложены упражнения опережающего,
развивающего, исследовательского характера. Для развития творческих и интеллектуальных
способностей обучающихся предусмотрены дифференцированные задания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и
правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если
дает обучающийся ответ, удовлетворяющий
тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно
и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во
времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась
поверка его умения применять знания на практике.
ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой
орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена
при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других
имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если обучающийся не выполнил ни одного задания.

КОНТРОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 Программа под редакцией М.Т.Баранова «Программы общеобразовательных
учреждений. Русский язык 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2017.
 Учебно-методический комплект учащихся:


Основной учебник:
 «Русский язык». 7 кл., авторы Баранов М.Т. и др. – Москва, «Просвещение», 2021

 Учебно-методический комплект учителя:
 Методические рекомендации к учебнику:
 Уроки русского языка в 7 классе.- Москва, «Просвещение», 2017
 Цветкова Г.В. «Русский язык. 7 класс. Технологические карты уроков по учебнику
М.Т.Барановой и др..В 2-х частях».-Волгоград.»Учитель»,2017


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».