Геометрия. 7 класс

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»г. Перми

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
естественно-научного профиля
Руководитель ШМО
_________/_________________
Протокол №_______от
«___» ________20
г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР____________О.Г.Трегубова
«___» ____________20

г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МАОУ
«СОШ № 64» г.Перми
От «20» ___09______2022 г.
№ 09-08_75-01-08_4-159

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Геометрия»
7 класс
68 часов
2022-2023 учебный год

Составитель:
Милюкова Людмила Владимировна,
учитель математики

Пермь, 2022

Содержание тем учебного курса
1. Начальные геометрические сведения
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве
фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов.
Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства.
Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся об основных свойствах
простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.
Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам:
понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения
отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.
Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития
навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических
конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует
использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств
геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе
решения устных задач.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.
Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников,
опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на
построение с помощью циркуля и линейки.
При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся
умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех
соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные
признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять
использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства
параллельных прямых.
Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести
аксиому параллельных прямых.
Знания признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и
секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении
четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Отсюда следует
необходимость
уделить значительное внимание формированию умений доказывать
параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы
при параллельных прямых и секущей.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки
равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между
параллельными прямыми. Задачи на построение.
Основная цель — расширить знания учащихся о треугольниках.
В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса — теорема о сумме
углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия — свойство внешнего угла треугольника, некоторые
свойства и признаки прямоугольных треугольников.

2

При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся
формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга
(точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том
же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе
геометрии и при изучении стереометрии.
При решении задач на построение в VII классе рекомендуется ограничиваться только
выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно
проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь
тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач.
Систематизация и обобщение полученных знаний за курс геометрии 7 класса, решение
задач по всем темам, применение изученных свойств в комплексе при решении задач.

Список литературы
Литература:
1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. «Геометрия 7-9»
учебник для образовательных учреждений / -18-е изд.–М.: Просвещение, 2012 г.
2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» .–М.:
Просвещение, 2010 г.
3. Жохов В.И., Каташева Г.Д., Крайнева Л.Б. «Уроки геометрии в 7-9 классах:
Методические рекомендации примерное планирование: К учебнику Л.С. Атанасяна и
др./-М.:Мнемозина, 2010г.

3

Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс,
2 часа в неделю, 68 часов за год.
учебник «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С. и др.
№
урока

Тема урока

1

Знакомство с предметом
геометрия.
Начальные
геометрические сведения
Прямая и отрезок.
Луч и угол.

2
3
4

5
6

7
8
9

10

4

Сравнение
углов

отрезков

Количество
часов

и

Измерение отрезков
Измерение углов
совершенствование
знаний и умений
Смежные и вертикальные
углы
Перпендикулярные
прямые
Решение задач подготовка
к к/р
Контрольная работа
№ 1 по теме:
«Начальные
геометрические
сведения»

1

1
1
1

1
1

1

Содержание учебного
предмета, курса

Глава Ι. Начальные геометрические сведения 10 ч
Формирование навыков и умений Основная цель:
систематизировать знания учащихся о
по темам:
простейших геометрических фигурах и их
Аксиоматическое построение
свойствах;
науки. Основные понятия,
ввести понятие равенства фигур Уметь:
аксиомы.
измерять отрезки и углы;
сравнивать отрезки и углы путем наложения;
Простейшие геометрические
изображать основные геометрические фигуры и
фигуры: прямая, точка, отрезок,
стандартные геометрические конструкции;
луч, угол.
решать простейшие задачи на построение;
Понятие равенства
Знать определения смежных и вертикальных
геометрических фигур.
углов,
определение
перпендикулярных
Сравнение отрезков и углов.
прямых,
формулировки
свойств
о смежных и
Измерение отрезков, длина
вертикальных
углах.
отрезка.

1

Измерение углов, градусная мера
угла.

1

Смежные и вертикальные углы,
их свойства.

1

Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета, курса

Перпендикулярные прямые.

Уметь решать задачи на нахождение длин
отрезков в случаях, когда точка делит данный
отрезок на два отрезка; величин углов,
образованных пересекающимися прямыми,
используя свойства измерения отрезков и
углов.

Глава ΙΙ. Треугольники
17 часов
11
12
13

14
15
16

17

18
19
20

21

5

Треугольник.
Виды
треугольников.
Первый признак равенства
треугольников
Совершенствование
знаний и умений по теме:
Первый признак равенства
треугольников
Перпендикуляр к прямой
Медианы, биссектрисы и
высоты треугольника
Свойства
равнобедренного
треугольника
Совершенствование
знаний и умений по теме:
Свойства
равнобедренного
треугольника
Второй признак равенства
треугольников
Второй и третий признаки
равенства треугольников
решение
задач
по
теме:Второй и третий
признаки
равенства
треугольников
Решение
задач
Совершенствование
знаний и умений по теме.

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

1

Формирование навыков и умений Уметь доказывать равенство треугольников,
опираясь на признаки равенства треугольников;
по темам:
Знать: Определение медианы, биссектрисы,
Треугольник.
высоты, уметь строить и использовать их
Признаки равенства
свойства при решении задач; навыки решения
треугольников.
простейших задач на построение с помощью
Перпендикуляр к прямой.
циркуля и линейки.
Медианы, биссектрисы и высоты
Уметь решать задачи на доказательство
треугольника. Равнобедренный
равенства треугольников, опираясь на изученные
треугольник и его свойства.
признаки.
Решение задач на доказательство
равенства треугольников.

22

Окружность

1

23

Построения циркулем и
линейкой
Задачи на построение
Задачи на построение
Совершенствование
знаний и умений по теме.
Решение задач по теме
«Треугольники»
Подготовка к к/р

1

24
25

26

27

1
1

1

1
Контрольная работа
№
2
по
теме:
«Треугольники.
Признаки равенства»

28

29
30

31

32

6

Определение
параллельных прямых.
Признаки параллельности
двух прямых
Признаки параллельности
двух прямых
решение задач по теме:
Признаки параллельности
двух прямых
Практические
способы
построения параллельных
прямых
Решение
задач
на
признаки параллельности
прямых

1

1
1

1

1

Формирование навыков и умений Знать определение окружности, радиуса, хорды,
диаметра, алгоритм построения угла, равного
по темам:
данному, биссектрисы угла, перпендикулярных
Задачи на построение с помощью
прямых, середины отрезка.
циркуля и линейки.
Уметь распознавать на готовых чертежах и
Построение треугольника, равного моделях различные виды треугольников.
данному, деление отрезка,
построение угла, равного данному,
построение биссектрисы угла.
Уметь решать задачи на доказательство
Построение перпендикуляра к
равенства треугольников, нахождение
прямой.
элементов треугольника, периметра
треугольника, используя признаки равенства
Доказательство равенства
треугольников и свойства равнобедренного
треугольников, нахождение
треугольника, решать несложные задачи на
элементов треугольника,
построение с помощью циркуля и линейки.
периметра треугольника, задачи
на построение с помощью
циркуля и линейки.
Глава ΙΙΙ. Параллельные
прямые 13 часов
Формирование навыков и умений Знать определение параллельных прямых,
название
углов,
образующихся
при
по темам:
пересечении
двух
прямых
секущей;
Определение параллельных
формулировки признаков параллельности
прямых.
прямых.
Признаки параллельности прямых. Уметь распознавать на рисунке пары накрест
Практические способы
лежащих, односторонних, соответственных
построения параллельных
углов; строить параллельные прямые с
прямых
помощью чертежного угольника и линейки;
при решении задач доказывать параллельность
прямых, опираясь на изученные признаки.
Использовать
признаки
параллельности
прямых при решении задач на готовых
чертежах.

33
34

35

36

37

38

39

Аксиома
параллельных
прямых
Совершенствование
знаний и умений по теме:
Аксиома
параллельных
прямых
Теоремы
об
углах,
образованных
двумя
параллельными прямыми
и секущей.
Теоремы
об
углах,
образованных
двумя
параллельными прямыми
и секущей.
Совершенствование
знаний и умений по теме:
углы, образованные двумя
параллельными прямыми
и секущей.
Решение
задач
на
признаки
и
свойства
параллельных прямых
Решение
задач
на
признаки
и
свойства
параллельных
прямых,
подготовка к к/р

40

1

1

Формирование навыков и умений Знать формулировку аксиомы параллельных
прямых и следствия из неё; формулировки
по темам:
теорем
об
углах,
образованных
при
Аксиома параллельных прямых.
пересечении двух параллельных прямых
Свойства параллельных прямых.
секущей.
Виды углов, образованных при
пересечении параллельных
Уметь, опираясь на аксиому параллельных
прямых секущей.
прямых,
реализовать
основные
этапы
доказательства следствий из теоремы.
Уметь решать задачи, опираясь на свойства
параллельности прямых.

1

1

1
1

1
Контрольная работа № 3
по теме: «Параллельные
прямые»

7

1

Формирование навыков и умений
по темам:
Определение параллельных
прямых.
Признаки параллельности прямых.
Аксиома параллельных прямых.
Свойства параллельных прямых.
Виды углов, образованных при
пересечении параллельных
прямых секущей.
Применение теорем и признаков в
решении задач.

Уметь по условию задачи выполнять чертеж,
доказывать параллельность прямых, используя
соответственные признаки; находить равные
углы при параллельных прямых и секущей.

41

Сумма углов треугольника

42

Совершенствование
знаний и умений по теме:
Сумма углов треугольника

43
Остроугольный,
тупоугольный,
прямоугольный
треугольники.
44

45
46

47

48

49

8

Соотношения
между
сторонами
и
углами
треугольника
Неравенство треугольника
Решение
задач.
Совершенствование
знаний и умений по теме.

Некоторые
свойства
прямоугольных
треугольников
Совершенствование
знаний и умений по теме:
Некоторые
свойства
прямоугольных
треугольников
Признаки
равенства
прямоугольных

Глава IV. Соотношения
между сторонами и углами треугольников 20часов
1
Формирование навыков и умений Знать формулировку теоремы о сумме углов в
треугольнике;
свойство
внешнего
угла
по темам:
1
треугольника, какой треугольник называется
Сумма углов треугольника,
остроугольным,
прямоугольным,
внешний угол, виды
тупоугольным.
треугольников.
1
Уметь
изображать
внешний
угол
треугольника, остроугольный, прямоугольный
и тупоугольный треугольники; решать задачи,
используя теорему о сумме углов треугольника
и её следствия, обнаруживая возможность их
применения.
1
1
1

1
1

1

Формирование навыков и умений Знать формулировки теоремы о соотношениях
между сторонами и углами треугольника,
по темам:
признака
равнобедренного
треугольника,
Соотношения между сторонами и теоремы о неравенстве треугольника.
углами треугольника. Неравенство Уметь
сравнивать
углы,
стороны
треугольника.
треугольника, опираясь на соотношения между
сторонами и углами треугольника; решать
задачи, используя признак равнобедренного
треугольника и теорему о неравенстве
треугольника.
Формирование навыков и умений Знать формулировки свойств и признаков
равенства прямоугольных треугольников.
по темам:
Уметь применять свойства и признаки
Теоремы о равенстве
равенства прямоугольных треугольников при
прямоугольных треугольников.
решении задач; использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности
Расстояние от точки до прямой.
и повседневной жизни для описания реальных
Расстояние между
ситуаций на языке геометрии, решения
параллельными прямыми.
практических задач.

50

51
52

53
54

55

56
57

58

59

9

треугольников
Применение знаний на
практике
по
теме:
Признаки
равенства
прямоугольных
треугольников
Расстояние от точки до
прямой.
Расстояние
между
параллельными прямыми.

Построение треугольника
по трем элементам
Совершенствование
знаний и умений по теме:
Построение треугольника
по трем элементам
Совершенствование
знаний и умений по теме:
Построение треугольника
по трем элементам
Решение
задач
на
построение треугольников
Решение задач по теме:
«Соотношения
между
сторонами
и
углами
треугольника»
Решение задач по теме:
«Прямоугольные
треугольники»
Обобщающий урок по
теме «Соотношения между

1

1
1

1
1

Знать определения расстояния от точки до
прямой и расстояния между параллельными
прямыми,
свойство
перпендикуляра,
проведенного от точки к прямой, свойство
параллельных прямых.
Уметь решать задачи на нахождение
расстояния от точки до прямой и расстояния
между параллельными прямыми.
Формирование навыков и умений Знать алгоритмы построения угла, отрезка,
треугольника, равных данным.
по темам:
Уметь строить треугольник по двум сторонам
Построение треугольника по
и углу между ними, стороне и двум
трем элементам.
прилежащим к ней углам, трем сторонам,
используя циркуль и линейку.

1

1
1

1

1

Формирование навыков и умений Уметь решать задачи, опираясь на теорему о
сумме углов треугольников; свойства
по темам:
внешнего угла треугольника; признаки
Сумма углов треугольника,
равнобедренного треугольника; решать
внешний угол, виды
несложные задачи на построение с
треугольников.
использованием известных алгоритмов.
Соотношения между сторонами и
углами треугольника. Неравенство
треугольника. Теоремы о

60

61
62
63

64

65
66
67
68

10

сторонами
и
углами
треугольника»Подготовка
к к/р
Контрольная работа
№
4
по
теме:
«Соотношения
между
сторонами
и
углами
треугольника»
Решение задач по теме
«Треугольники»
Решение задач по теме:
«Параллельные прямые»
Решение задач по теме:
«Прямоугольные
треугольники»
Решение задач по теме:
«Соотношения
между
сторонами
и
углами
треугольника»
Итоговая контрольная
работа № 5
Решение задач по теме
«Треугольники»
Решение задач по теме:
«Параллельные прямые»
Решение задач по теме:
«Прямоугольные
треугольники»

1

1
1
1

1

равенстве прямоугольных
треугольников.
Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между
параллельными прямыми.
Построение треугольника по
трем элементам.
Глава V. Повторение 8 часов
Повторение и обобщение по
вопросам:
Признаки
равенства
треугольников,
признаки
и
свойства параллельных прямых,
соотношения между сторонами и
углами треугольника, терема о
сумме углов треугольника, задачи
на построение.

1
1
1
1

Повторение и обобщение по
вопросам Решение задач
повышенной сложности по всем
темам курса.

Знать основные определения и теоремы курса:
признаки равенства треугольников, признаки и
свойства параллельных прямых, соотношения
между сторонами и углами треугольника.
Уметь использовать приоритетные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для описания реальных
ситуаций на языке геометрии, для решения
практических задач.
Уметь
решать
задачи
и
проводить
доказательные
рассуждения,
используя
известные теоремы, обнаруживая возможности
их применения.

Уметь решать задачи и проводить
доказательные рассуждения, используя
известные теоремы, обнаруживая возможности
их применения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».