Пояснительная записка 5 класс

1. Пояснительная записка.
Настоящая программа отвечает требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, учитывает основные требования, предъявляемые к
современным УМК по иностранным языкам, соотносится с действующей примерной программой
обучения английскому языку в основной общеобразовательной школе (2009), ориентирована на
общеевропейские компетенции владения иностранным языком, последовательно реализует
методическую концепцию авторского коллектива, представленную в программе «Английский язык: 5
классы. Серия “Rainbow English” (2016)». (Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации. — М.:
Просвещение, 2021. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
Концептуальной основой построения учебной дисциплины «Английский язык» в 5 классе являются
личностно-деятельностный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный
подходы к образованию в области иностранных языков в общеобразовательной школе, которые
позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы, обусловленные переходом от
детства к отрочеству. Рассмотрим возрастные особенности учащихся основной общеобразовательной
школы.
1. Смена ведущего вида деятельности. На данном этапе на смену учения как ведущего вида
деятельности младших школьников приходит общение со сверстниками, взрослыми, что создает
прекрасные условия для организации парного, группового общения, моделирования ситуаций
межкультурного общения со сверстниками за рубежом, использования ресурсов Интернета для
организации непосредственного общения, выполнения международных проектов и т. п.
2. Повышение познавательной и творческой активности, желание выйти за пределы учебной
программы дают возможность широкого использования творческих заданий, усложняющихся речевых
задач в процессе формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций, более активное
использование проектных заданий, ролевых и деловых игр, драматизации как на уроках, так и во
внеклассной работе.
3. Формирование организационных способностей, повышение личной ответственности за
коллективно принятое решение, что позволяет более активно внедрять проектные задания,
предполагающие умение работать в команде, выполнять роль лидера, соотносить свои личные
интересы с интересами группы, нести ответственность за порученный раздел проектной работы.
4. Становление подлинной индивидуальности, более высокого уровня самостоятельности дает
возможность особенно в 8—9 классах увеличить объем работы, связанный с поиском и сбором
страноведческой, культурологической информации в Интернете, выполнением индивидуальных и
групповых творческих заданий.
5. Формирование и развитие мотивов учения, связанных со стремлением к личностному
самосовершенствованию — самопознанию, самовыражению, самоутверждению, с желанием
расширить и углубить свои знания, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Этому
во многом способствует увеличение доли речевых задач, предполагающих обмен мнениями,
аргументацию своих суждений, более активное использование заданий, связанных с подготовкой
электронных презентаций по изучаемой теме или выполнен- ному проекту.
6. Формирование системы ценностных ориентаций, формирование образа своего Я, осознание
своей гражданской и этнокультурной идентичности становится возможным в процессе сопоставления
явлений и фактов изучаемой и родной культур, в результате чего формируется уважение к
представителям других культур, эмпатия, толерантность.
7. Возрастающая интеллектуальная активность, преобладание логического мышления дают
возможность полноценно формировать и совершенствовать универсальные умственные действия
анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, специальные учебные навыки и умения, в целом
учебно-познавательную компетенцию школьников.
Цели изучения учебного предмета «Иностранный (Английский) язык»
В свете сказанного выше цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре,
формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и, соответственно,

воплощаются в личностных, метапредметных/общеучебных/универсальных и предметных
результатах обучения. А иностранные языки признаются средством общения и ценным
ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации; инструментом развития
умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним
из средств воспитания качеств гражданина, патриота; развития национального
самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран.
На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено
формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её
составляющих, как речевая,языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах
речевойдеятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными
темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных
способах выражениямысли в родном и иностранном языках;
социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям
реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных
её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях
дефицитаязыковых средств при получении и передаче информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка
формируются
ключевые
универсальные
учебные
компетенции,
включающие
образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную,
информационную,
социально-трудовую
и
компетенцию
личностного
самосовершенствования.
В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными
подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность
перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели,
добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для
основной школы, использования новых педагогических технологий (дифференциация,
индивидуализация, проектная деятельность и др.) и использования современных средств
обучения.
Таким образом, центром образовательного процесса становится ученик с его
индивидными и личностными характеристиками, ценностными ориентациями,
интересами, склонностями, мотивами. И важно направить процесс бурного физического,
интеллектуального и духовного развития учащихся данной возрастной группы на
формирование иноязычной коммуникативной компетенции, потребности учащихся

пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации,
социальной адаптации. Учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную
область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и
стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель
обучения английскому языку как одному из языков международного общения.
В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «СОШ № 64» г. Перми на изучение
иностранного языка отводится 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для
обязательного изучения в 5 классе основной общеобразовательной школы, т. е. 102 часа в
каждой параллели.
На уроках используются:
Учебник “Rainbow English 5” О.В.Афанасьева, И.В.Михеева и др.,М.: Вертикаль, Дрофа,
2019г.
Аудиоприложение к учебнику “Rainbow English 5” О.В.Афанасьева, И.В.Михеева и
др.,М.: Вертикаль, Дрофа, 2019

2. Содержание программы по английскому языку в 5 классе

Тема

Предметное содержание

1. Каникулы

Каникулы дома и за границей. Употребление
грамматических структур (прошедшее время,
степени сравнения прилагательных)
Семейные увлечения. Возраст членов семьи. Правильные и
неправильные глаголы. Выходные дни.
Ведение здорового образа жизни. Правила употребления
речевых оборотов
Спортивные игры в разные дни недели и времена года.
Хобби, времяпрепровождение .Пикник. Излюбленные
места отдыха англичан. Любимые занятия на отдыхе.
Любимые фильмы. Планы на выходные

2. Я и моя семья
3. Здоровье
4. Свободное время

5. Путешествия
6. Россия

Путешествия по стране и за границу. Словообразование.
Город моей мечты
Россия-наша страна. Известные россияне. Употребление
артиклей с географическими названиями

Количество
часов
27

21
14
16

13
14

Планируемый результат изучения учебного курса
В результате изучения иностранного языка ученик должен знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные
способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного
языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;

- признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов,
модальных глаголов и их эквивалентов,
артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,
местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики -клише, наиболее распространенная
оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни,
быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности,
выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях
своей страны и стран изучаемого языка;
говорение
- начинать, вести/поддерживать и закапчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь па
изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем),
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного,
выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику
персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в.процессе устного общения;
аудирование
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических
текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в
аэропорту) и выделять значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста»
выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания
(определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным подниманием,
используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ,
выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его
жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя

формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах
межличностных и межкультурных контактов;
- создания целостной картины многоязычного, поликультурного мира, осознания места и
роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации
(в том числе мультимедийные);
- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя
гражданином своей страны и мираЛичностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в
следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами
организации учебной деятельности, доступных учащимся 5 классов и способствующих
самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а
также развитие специальных учебных умений, таких, как нахождение ключевых слов при
работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный
анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными
словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Результаты обучения
Личностными результатами
являются:

изучения

курса «Английский язык» в 5 классе

формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и
межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля,
целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие,
дисциплинированность;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей
страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,
демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом
благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.Метапредметными
результатами изучения курса «Английский язык» в 5 классе является формирование
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную
мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства представления информации для
решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения,
классификации по различным признакам, установления аналогий и причинноследственных связей;
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определить тему,
прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных
средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить своё высказывание в соответствие с поставленной
коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывать свой труд в классе и
дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
расширение общего лингвистического кругозора девятиклассника;
формирование проектных умений:
генерировать идеи;
находить не одно, а несколько вариантов решения;
выбирать наиболее рациональное решение;
видеть новую проблему;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя
для этого специально подготовленный продукт проектирования;
работать с различными источниками информации;
планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования ;

оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра,
макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
сделать электронную презентацию.
Коммуникативные УУД:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с
задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей
(групповой) позиции;
уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию
(познавательная инициативность);
уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
уметь, адекватно реагировать на нужды других, в частности окатывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
Специальные учебные умения (СУУ):
читать на АЯ с целью поиска конкретной информации;
работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами
чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями АЯ;
пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми
образцами, ключевыми словами, планами и др. для построения собственных
мыслей
читать на АЯ с целью детального понимания содержания;
читать на АЯ с целью понимания основного содержания;
понимать английскую речь на слух с целью полного понимания содержания;
понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на АЯ;
понимать английскую речь на слух с целью извлечения конкретной
информации;
работать с лексическими таблицами;
понимать отношения между словами и предложениями внутри текста
работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;
кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;
догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам,
контексту;
организовывать работу по выполнению и защите творческого ого проекта;
работать с англо-русским словарём: находить значение многозначных слов,
пользоваться лингвострановедческим справочником;
переводить с русского языка на английский;
использовать различные способы запоминания слов на ИЯ;
выполнять тесты в форматах “Multiple choice”, “True/False”, “Matching”, “Fill in”
ид

Наименование разделов учебной программы «Английский язык»
характеристика основных содержательных линий:

и

Курс построен на основе четырех содержательных линий:
1. коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;
2. языковые средства и навыки оперирования ими;
3. социокультурные знания и умения.
4. общеучебные и специальные учебные умения.
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной
линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой
результат владения английским языком на данном этапе обучения
Говорение
Обучающиеся научатся рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах
и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и
стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в
рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного или услышанного.
Аудирование
Обучающиеся научатся понимать основное содержание кратких, несложных
аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста,
выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные
Чтение
Обучающиеся научатся
читать аутентичные с пониманием основного
содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты,
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать
несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, читать
текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
Письменная речь
Обучающиеся научатся заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления,
личные письма с опорой на образец, делать выписки из текста.
Языковые средства
Обучающиеся научатся применять
правила чтения и написания новых слов,
отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого
лексико-грамматического материала.
Обучающиеся научатся произносить и различать на слух всех звуков английского
языка; соблюдать правильное ударения в словах и фразах, членить предложения на
смысловые группы, соблюдать правильную интонацию в различных типах предложений.
Обучающиеся расширят объем продуктивного и рецептивного лексического
минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и
ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе,
добавится около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые

словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие
культуру стран изучаемого языка.
Обучающиеся расширят объем значений грамматических средств, изученных в
начальной школе, и овладеют новыми грамматическими явлениями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».